Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 3)


26/02/2014 Просмотров: 5901

Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 3)

Прошедшее Данилова и Лексы


Безпоповщинскiй расколъ въ Олонецкой губернiи сначала не имѣлъ опредѣленной доктрины. Раньше другихъ сектъ изъ него выдѣлилась Поморская, возникшая и получившая свое развитiе въ Выгорѣцкихъ общежительствахъ, объ основанiи которыхъ записки и преданiя раскольниковъ разсказываютъ слѣдующее:
Инокъ Корнилiй, бывшiй на извѣстной Московской сходкѣ раскольниковъ, вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ Захарiею поселился въ восточной части Повѣнецкаго уѣзда, посреди болотъ, простирающихся вдоль рѣки Выга. Онъ сталъ вести пропаганду окрестнымъ жителямъ. Ученiе его состояло изъ общаго всѣмъ раскольникамъ порицанiя церкви и ея таинствъ и изъ проповѣди о иноческой и безженной жизни, о необходимости перекреститься всѣмъ, кто подвергся «еретическому понуренiю» и избѣжанiя всякаго сообщенiя съ «Никонiянами». Къ первымъ переселенцамъ вскорѣ примкнули Соловецкiе бѣглецы: черный дьяконъ Игнатiй, игуменъ Досиѳей, и дьячекъ Шунскаго погоста Данила Викулинъ. Ихъ ученiе быстро распространилось между жителями Шунскаго, Толвуйскаго, Челмужскаго приходовъ и вообще во всемъ такъ называвшемся «Повѣнецкомъ рядку». Еще при жизни Захарiи, въ 1677 году, явилась потребность выстроить часовню для богомоленiя; а съ 1694 года былъ уже основанъ первый Выгорѣцкiй монастырь Даниловскiй; въ которомъ киновiархомъ былъ признанъ Данила Викулинъ. Къ Викулину въ 1695 году присоединились два брата изъ рода князей Мышецкихъ Андрей и Семенъ Денисовы. Приливъ населенiя въ монастырь увеличивался съ каждымъ годомъ; сначала мущины и женщины жили вмѣстѣ въ одной хороминѣ, отдѣляя свои помѣщенiя сперва занавѣскою, потомъ стѣнкой изъ досокъ, но вскорѣ принуждены были выстроить особыя дома для женщинъ и мужчинъ и раздѣлить монастырь на мужской и женской. Въ 1706 г. былъ уже основанъ женскiй Крестовоздвиженскiй и Лексинскiй монастырь въ 22 верстахъ отъ Данилова. Онъ состоялъ въ зависимости отъ послѣдняго и получалъ оттуда казначеевъ, нарядчиковъ и рабочую прислугу. «Большуха» (настоятельница) назначалась по избранiю сестеръ и по усмотрѣнiю Даниловскихъ киновiарховъ. Первою Лексинскою большухою была Соломонiя, родная сестра Денисовыхъ. Кромѣ обоихъ Выгорѣцкихъ монастырей, по иницiятивѣ Денисовыхъ, былъ основанъ Тихвинскимъ урожденцемъ Геннадiемъ Тихвиноборскiй скитъ при рѣчкѣ Геннадiевкѣ, посреди дремучихъ лѣсовъ: сюда набралось много бѣглецовъ изъ Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи и Реболъ. Кругомъ монастырей раскинулось множество пашенныхъ дворовъ, 27 скитовъ, отдѣльнымъ же кельямъ и посельицамъ по дебрямъ и горамъ не было счета.
Выгорѣцкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться со времени прибытiя Денисовыхъ. Умъ, выходившiй изъ ряду обыкновенныхъ, краснорѣчiе, громадная начитанность и нѣкоторое образованiе, вынесенное изъ Кiевской академiи, доставили Андрею Денисову первое мѣсто между Выгорѣцкими старшинами и побудили ихъ еще при жизни Данилы Викулина раздѣлить власть киновiарха и, удержавъ за Викулинымъ санъ настоятеля, предоставить Денисову званiе «судiи и правителя» Выгорѣцкихъ раскольниковъ. Но дѣло было не въ званiи: Денисовъ такъ хорошо зналъ окружающихъ, что не нуждался въ какомъ-либо наименованiи для направленiя къ процвѣтанiю раскола. Его власть надъ раскольниками основывалась на умаленiи своей личности до потребностей и нуждъ массы, на умѣньи пользоваться обстоятельствами и непреклонной силѣ воли, которая не останавливалась ни предъ какими препятствiями для достиженiя цѣли. Всѣмъ извѣстно, что оба Денисовы формулировали ученiе Поморской секты въ своихъ сочиненiяхъ и представили первые образцы стройной раскольничьей догматики. Но Андрей Денисовъ заботился не объ однихъ Поморянахъ: онъ сознавалъ солидарность безпоповщины съ поповщиною, и когда поповцы были поставлены въ безвыходное положенiе запросомъ епископа Питирима о ихъ ученiи, явились дьяконовскiе отвѣты, писанные подъ руководствомъ Денисовыхъ, если не ими самими. Основывая скитъ за скитомъ, поселенiе за поселенiемъ кругомъ Данилова, Денисовы захотѣли привлечь и уваженiе поповцевъ къ Выгорѣцкимъ общежительствамъ. Полъ ихъ влiянiемъ небольшой Николаевско-Ладожскiй поповскiй скитъ, основанный бѣглецами изъ Ладоги, между Даниломъ и Челмужами, не имѣвшiй дотолѣ никакого значенiя, сталъ мало по малу процвѣтать; богатые купцы навезли сюда старинныхъ образовъ съ дорогими окладами, построили часовню, большой богадѣльный домъ. Съ той поры поповцы стали стекаться сюда на богомоленiе, а изъ Николаевско-Ладожскаго скита, разумѣется, не пропускали случая посѣтить Даниловъ и Лексу.
Отношенiе Денисовыхъ къ Петровской реформѣ было самое враждебное. Они сознательно противодѣйствовали ей, поддерживая старые порядки сооруженiемъ монастырей, скитовъ, пустынь въ Поморскомъ и Обонежскомъ краѣ, основывая общежитiя съ выборными распорядителями и уставщиками, утверждая раскольничью доматику и проповѣдуя несообщенiя нетолько съ иноземцами, но даже и съ православными. При случаѣ они не задумывались вступать въ прямыя сношенiя съ врагами Петра, и въ письмахъ царевны Софiи къ Мышецкимъ, которыя, по слухамъ, до нынѣ хранятся у раскольниковъ, нашлось бы объясненiе не одной темной интриги, волновавшей царствованiе Петра. Но въ обыденной жизни Денисовы проповѣдывали уступчивость и сдержанность и даже ухитрились снискать нѣкоторое расположенiе грознаго монарха присылкою въ Петербургъ оленей и происками у влiятельныхъ вельможъ. По вступленiи на престолъ Императрицы Екатерины, при чрезвычайномъ усиленiи Поморской секты, Денисовы стали рѣшительно проповѣдывать повиновенiе и покорность предержащей власти, и въ 1842 году Самаринская коммиссiя нашла въ монастырскихъ печатное свидѣтельство постояннаго богомоленiя за Государей.



Статья: Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 3)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 8]
Мнение[Ваше мнение]



  • [Вернуться]
  • 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9

    © BS, 2011