Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 4)


26/02/2014 Просмотров: 5550

Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 4) Съ тою же многознаменательною уступчивостiю умѣли Денисовы улаживать догматическiя и общественныя разногласiя, возникавшiя въ средѣ Выгорѣцкихъ раскольниковъ. Проповѣдуя о дѣвственной жизни, они хорошо понимали, что, если послѣдователи остались бы вѣрны ихъ ученiю, то Поморской сектѣ не просуществовать и полъ-вѣка. Когда многiе изъ сектаторовъ вступили въ браки «спокойствiя и тѣсноты ради» и должны были обвѣнчаться въ православной церкви, фанатики отлучили ихъ отъ общенiя съ собою и заклеймили именемъ «новоженовъ». Денисовы убѣдили ревнителей догмы принять новоженовъ въ свою среду, а за «паденiе» наложить лишь на нихъ тяжкую эпитимiю. Такимъ образомъ и будущность секты была обезпечена, и заповѣдь о дѣвственной жизни сохранена.
Разъѣзжая по цѣлой Россiи, Денисовы всюду старались собирать дорогiя и древнiя рѣдкости для украшенiя своихъ любимыхъ обителей. Сюда было ими свезено множество старинныхъ иконъ, старописьменныхъ и старопечатныхъ книгъ, напрестольныхъ крестовъ, богатой утвари. Самая наружность этихъ драгоцѣнностей, почетъ отдаваемый имъ самими православными, привлекала въ Выгорѣцкiе скиты не мало поклонниковъ. Строгое монастырское чиносодержанiе славилось между всѣми сектами такъ, что отсюда былъ заимствованъ чинъ, введенный впослѣдствiи на Московскомъ Преображенскомъ кладбищѣ пресловутымъ Ковылинымъ. Едва случался между братiею соблазнъ или раздоръ, собиралась сходка, и на ней медоточивая рѣчь Денисовыхъ всегда умѣла направить массу къ благоразумной строгости, оставляя заблудшимъ овцамъ исходъ къ примиренiю чрезъ покаянiе и эпитимiю.
Въ общежительствѣ Денисовыми были учреждены школы для обученiя дѣтей обоего пола грамотѣ, устроены больницы для недужныхъ и богадѣльни для призрѣнiя бѣдныхъ и престарѣлыхъ, заведены мастерскiя для переписки книгъ, иконописанiя и литья мѣдныхъ крестовъ и иконъ. Для обезпеченiя монастырскаго продовольствiя разработано множество пахотныхъ и сѣнокосныхъ земель около монастырей, а въ 1710 году въ Каргопольскомъ уѣздѣ, близь рѣки Чаженки(*), взято въ оброчное содержанiе болѣе 13,000 десятинъ земли, которыя давали обильную жатву и позволяли содержать большое количество рогатаго скота.
Для распространенiя поморскаго ученiя были разосланы эмиссары по цѣлой Россiи, которые надѣляли совращенныхъ книгами, иконами, наперстными крестами, лѣстовками и привозили въ монастыри богатыя вещественныя и денежныя пожертвованiя отъ ревнителей. Эмиссары эти, слѣдуя примѣру Денисовыхъ, умѣли искусно приспособляться къ умственному и нравственному состоянiю слушателей и не жалѣли жизни и свободы ради успѣховъ своей пропаганды.
Процвѣтанiе Данилова продолжалось и при преемникахъ Денисовыхъ. До 1850-хъ годовъ монастыри красовались высокими оградами, многочисленными часовнями, колокольнями, богадѣльнями, больницами. Цѣлая iepapxiя жила внутри и внѣ ограды: тутъ были большаки, большухи, келари, казначеи, нарядники (надсмотрщики работъ), уставщики (хранители обряда), чтецы, пѣвчiе, псаломщики и псаломщицы, огородникъ и огородничья, столникъ и столница, истопникъ, повара, иконописцы, христославы, золотошвейки и несчетное множество чернорабочихъ и гостей. Для помѣщенiя ихъ и для разныхъ работъ въ обоихъ монастыряхъ были устроены: гостиныя (гостинницы), соборная келья (мѣсто совѣщанiй), бронная, казначейская, келарьня, швальня, возачья, чеботьня, кожевня, привратная, поварьня, столовыя, десяточныя, псалтирня (гдѣ обучались пѣть), грамотная (школа), хлѣбная, плотницкая, кузнецкая, челядня. Для хозяйственныхъ потребностей существовали погреба, кладовыя, бани, бучая (прачешная), молочница, сараи для соломы, дворы конскiе и для рогатаго скота, мукомольныя мельницы и лѣсопильные заводы.
Подъ вѣдѣнiемъ Данилова состояло 12 пашенныхъ дворовъ или приказовъ и до 30 скитовъ. Пашенные дворы были расположены въ мѣстахъ, обильныхъ покосами и удобныхъ для запашки. Въ нѣкоторыхъ сооружены были часовни и выстроены жилыя помѣщенiя въ видѣ келiй. Тамъ жили большею частiю монастырскiе работники и работницы и занимались для монастырей запашкой, сѣнокошенiемъ и разведенiемъ рогатаго скота. Такiе дворы были: въ Пурнозерѣ, Пажѣ (сѣнные покосы), Пигматкѣ (пристань), Вожмозерѣ (покосы), Половинномъ, Тогмѣ (покосы), Соломаньинѣ, Верхней Лексѣ, Марковскомъ, на Сторонницѣ, Палозерѣ и Линдогорьѣ. Изъ скитовъ наиболѣе замѣчательны были: Тихвиноборскiй, Николаевско-Ладожскiй, Шелтопорогскiй, Огорѣльскiй, Кодозерскiй и Березовскiй. Въ послѣднемъ существовала школа иконописи, въ Огорѣльскомъ рисовали на продажу вѣнчики для покойниковъ и символическiя изображенiя изъ Апокалипсиса, въ Кодозерѣ выливали мѣдныя иконы и кресты.
Повѣренные Выгорѣцкаго общежительства разъѣзжали по Россiи не только для проповѣди, но и съ цѣлями торговыми. Въ низовыхъ губернiяхъ они покупали муку, которая выгружалась въ Пигматкѣ, на Бѣломъ морѣ они имѣли рыбныя ловли и промыслы, уловъ которыхъ былъ обращаемъ частiю на продовольствiе раскольниковъ, частiю для продажи.


Статья: Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 4)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 7]
Мнение[Ваше мнение]



  • [Вернуться]
  • 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9

    © BS, 2011