Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 6)


26/02/2014 Просмотров: 5686

Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 6)

Отъ Кяппесельги до Спасской Губы.


Въ д. Кяппесельгѣ (29 iюня) мы покинули почтовый Повѣнецкiй трактъ и направились въ глубь Корелiи, почти паралельно границъ уѣздовъ Петрозаводскаго и Повѣнецкаго, черезъ Тивдiю, Уссуну и Койкары, въ Линдозеро. Отъ почтовой станцiи до Лижмозера путешественникъ можетъ выбирать между ѣздой верхомъ, ходьбой пѣшкомъ и переѣздомъ въ саняхъ. Да, въ саняхъ. Тамъ, гдѣ поѣздъ плохъ, въ Олонецкой губернiи употребляются телѣги, таратайки или кабрiолеты, верховыя лошади; гдѣ можно плыть – лодки; гдѣ нельзя ни проѣхать, ни проплыть – идутъ пѣшкомъ, ѣдутъ верхомъ, на дровняхъ, въ саняхъ, пожалуй въ качалкѣ; кладъ везутъ на волокахъ. Волока – это длинныя оглобли, у которыхъ нижнiе кницы толсты, загнуты для волоченья по землѣ и скрѣплены пелекладиной; къ перекладинѣ прикрѣпляютъ доски, и на нихъ кладутъ багажъ путника. Качалку устраиваютъ между двумя лошадьми, и крестьяне увѣряютъ, будто ѣхать въ ней очень покойно «какъ въ зыбкѣ (въ колыбели)». О другихъ способахъ переѣзда упомяну только, что въ Каргопольскомъ уѣздѣ по небольшимъ рѣчкамъ въ лодкахъ не гребутъ, а «пихаются». Гребецъ упирается весломъ въ берегъ и подвигаетъ впередъ лодку.
И такъ мы двинулись въ путь: кто верхомъ, что въ саняхъ, кто пѣшкомъ. Былъ удушливо-жаркiй день, тропа приходилась какъ разъ противъ лучей солнца, мирiады оводовъ, мухъ и мошекъ носились около лошадей, но въ сумятицѣ садились и на людей и, вѣроятно по ошибкѣ, пробовали кусаться, и, если кто нибудь не успѣвалъ принять предосторожности, то мгновенно бывалъ укушенъ до крови. Дорога была насмѣшкой надъ этимъ именемъ: между чащей корбы (дремучаго лѣса, выросшаго на болотѣ) тянулась узенькая тропа, усѣянная большими и острыми каменьями, кочьками, корнями, изрытая ямами; въ топяхъ, на большихъ протяженiяхъ, были настланы мостки, то есть въ грязь брошены бревна и жерди: изъ нихъ одни сгнили, другiя перевертываются, когда на нихъ ступишь, третьи торчатъ вверхъ и внизъ. Вотъ они знаменитые мосты, которые, ведя коня одной рукой, другой настилалъ Илья Муромецъ отъ Чернигова къ Кiеву, и дорога, должно быть, была дорога, которая до исправленiя богатыремъ считалась заколодѣвшею и замуравѣвшею.
Отбывши невольную дорожную повинность, усталые, истомленные зноемъ и искусанные гнусомъ, мы добрались кое-какъ до береговъ Лижмозера, гдѣ пересѣли въ лодку. Солнце было на закатѣ, къ вечеру появились тучи комаровъ; но за то насъ везли быстро дружной граблей . Гребцами были лихiе и безстрашные «гагары», жители Лижмозерскаго острова, которымъ каждый день по нѣскольку разъ приходится переплывать озеро: на ихъ островѣ только усадьбы, а пашни, пастбища и сѣнокосы за озеромъ. Даже крестьянки Лижмозерскiя, чтобы подоить коровъ, должны каждое утро, не смотря ни на какую погоду, переправляться на «мандеру» (материкъ). Лижмозеро въ длину верстъ 13, а въ ширину кажетъ гораздо менѣе потому, что горизонтъ заслоненъ нѣсколькими большими островами. Берега низменныя, болотисты и поросли густымъ лѣсомъ. На твердой землѣ насъ ждали верховыя лошади, на которыхъ, такой-же отвратительной дорогой, какъ и до Лижмозера, мы добрались до селенія Тивдіи.
Рядомъ съ Тивдіею находится знаменитая Бѣлая Гора и Тивдійскія мраморныя ломки. Стѣны доломитовиднаго мрамора выше 12 саженъ поднимаются надъ горизонтомъ воды и далеко тянутся вдоль берега. Ихъ почернѣлыя, разорванныя массы привлекаютъ вниманіе не одною своею живописностью: вездѣ видны слѣды человѣческаго труда. Разнородныя глыбы мрамора, осколки и щебень разбросаны у подножья горы. На нее взбираются по природной каменной лѣстницѣ, которой ступени приспособлены для ходьбы гигантовъ и гдѣ обыкновеннымъ смертнымъ приходится лѣзть и цѣпляться, чтобы пробраться на самую вершину. Оттуда можно окинуть взглядомъ на далекое пространство ломки, ряды скалъ, длинную полосу рѣки и ея безплодныя берега.
Мраморъ, добываемый на ломкахъ, бѣловатаго цвѣта съ красноватыми жилками, верхнія слои его свѣтлѣе, нижнія темнѣе и порой переходятъ въ зеленоватый оттѣнокъ. Его добывали, отдѣляя большія глыбы отъ кряжа порохомъ: этоть способъ легче разбуриванья клиномъ, но за то отъ сильнаго сотрясенія при взрывахъ вся каменная масса получаетъ трещины, и такимъ образомъ значительное количество мрамора пропадаетъ безъ всякой пользы. Вообще разработка мрамора порохомъ признана въ Европѣ окончательно вредною и въ Алжиріи на значительныхъ ломкахъ «ѵегdе аntiе» безусловно замѣнена отдѣленiемъ глыбъ посредствомъ деревянныхъ клиньевъ.



Статья: Изъ путевыхъ замѣтокъ (Стр. 6)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 7]
Мнение[Ваше мнение]



  • [Вернуться]
  • 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9

    © BS, 2011