На скалахъ Валаама (Стр. 11)


26/02/2014 Просмотров: 2844

На скалахъ Валаама (Стр. 11)

ГЛАВА III.


– А вы что думаете… – говорилъ мнѣ старичокъ-послушникъ, когды мы на другой день шли осматривать „Конь-камень“, – наша-то обитель, видимо, на себѣ благодать Божiю носитъ… Сколько ее разъ шведъ разорялъ, и все она недвижимо стоитъ… Вы что на это скажете?
Я, разумѣется, ничего на это сказать не могъ… Лѣсъ – рѣдкiй, деревья не поражаютъ своей древностью и высотой.
– Тутъ при Елизаветѣ Петровнѣ пожаръ былъ, весь лѣсъ погорѣлъ… А вотъ до пожара, сказываютъ, былъ лѣсъ…
Мы идемъ лѣсомъ. Вправо валъ, за валомъ шумитъ Ладога… Камни, поросшiе мохомъ, по сторонамъ дороги…
– Вотъ онъ, „Конь—то камень“ – сказалъ монахъ.
Темныя ели обступили поляну… На ней гранитная масса, точно гигантскiй хребетъ ушедшаго въ землю животнаго.
Передъ нами лежалъ „Конь-камень“. На двухсаженную его высоту всползала деревянная лѣстница. На вершинѣ его часовня. Грандiозная лѣстница. На вершинѣ его часовня. Грандiозная гранитная масса, памятникъ сѣдой древности, могучей силой заброшенный на песочный островъ. Я глядѣлъ на гранитную глыбу, и въ чуткомъ воображенiи вставали картины минувшихъ лѣтъ, поэтичныя, грандiозныя, сказочныя…
Чѣмъ могли объяснит повявленiе этой массы среди дремучаго лѣса на песчаномъ островѣ дикiе финны? Ихъ дѣтская фантазiя могла составить только болѣе или менѣе поэтичное измышленiе. Въ природѣ они видѣли олицетворенiе бога, разныхъ боговъ, добрыхъ и злыхъ… Несомнѣнно, что эту скалу принесъ въ темный лѣсъ какой-нибудь богъ… Какой же? Грозный или милостивый? Обстановка говорила о первомъ. Дѣйствительно, кругомъ мрачный лѣсъ угрюмо звенѣлъ своими вершинами, море вѣчно шумѣло надъ нимъ. Не безъ причины же явилась въ дебри лѣсныя эта скала. Несомнѣнно, нѣкая сила, грозный богъ устроилъ себѣ жилище…
На этомъ островѣ, среди дремучаго лѣса, не было хищныхъ звѣрей, которые населяли лѣса финскiе, наводя страхъ на жителей. И преданiе говоритъ, что корелы и финны держали на островѣ скотъ, который могъ безпрепятственно блуждать по пустыннымъ мѣстамъ, отыскивая себѣ кормъ по лѣснымъ полянамъ. Но въ дѣтскихъ умахъ дикарей вставала тревожная мысль о грозномъ богѣ, который живетъ на гранитной скалѣ, подъ мракомъ суроваго лѣса. Ихъ тревожило, допуститъ ли богъ, чтобы скотъ ихъ нарушилъ его уединенiе, вѣковую тишину лѣсного царства…
И вотъ, въ теченiе многихъ вѣковъ, можетъ быть, когда съ далекаго юга подуетъ теплый вѣтеръ, и солнце растопитъ ледяную кору Ладоги, съ туманныхъ береговъ финскихъ одна за другой тянулись къ осторову грознаго бога неуклюжiя лодки. Во мракѣ лѣса, у гранитной скалы, творили финны молитвы, возжигали костры и приносили въ жертву коня, чтобы умилостивить грознаго бога, что таится подъ гранитной скалой, прячется во мракѣ лѣсовъ.
Преданiе это сообщилъ препод. Арсенiю Филиппъ, занимавшiйся ловлею рыбы у береговъ острова. Отсюда и камень зовется „Конемъ“, и островъ носит на себѣ это названье. Но это преданье въ умахъ христiанъ получило иной смыслъ. Рыбарь Филиппъ уже вѣритъ, что подъ камнемъ живутъ злые духи, враги христiанства, и пугаютъ людей. Разсказъ его находитъ живой откликъ въ душѣ преп. Арсенiя.
Тотъ – монахъ. Всю жизнь положилъ онъ, чтобы избавить души людей отъ сѣтей дiявольскихъ, отъ дiавольской лести… Въ его памяти встаетъ Аөонъ, гдѣ онъ искушалъ свои силы, пророческое напутствiе Аөонскаго игумена Iоанна, который съ благословенiемъ отпускалъ его на далекiй сѣверъ: „Имать Богъ тобою воздвигнуть обитель подъ сѣверною страною, и многiе люди имутъ спастися тамо: избавитися же имать страна та отъ многiя лести“. И преп. Арсенiй видитъ предстоящiй подвигъ – сокрушенiе лести и ковъ дiавольскихъ. Очевидно, онъ словомъ проповѣди заставилъ дикарей отказаться отъ идолослуженiя и на мѣстѣ моленiй языческихъ воздвигъ часовню. Преданiе же въ поэтичныхъ краскахъ описываетъ изгнанiе изъ-подъ камня нечистой силы.
Преподобный цѣлую ночь стоялъ на молитвѣ. На утро, сопровождаемый своими послѣдователями, явился онъ съ иконой Богородицы къ гранитному камню, обошелъ его вокругъ и окропилъ св. водою… И тутъ свершилось чудо, отмѣченное въ лѣтописяхъ Коневецкаго монастыря: лишь только преп. Арсенiй обошелъ камень и окропилъ его св. водой, туча злыхъ духовъ въ видѣ черныхъ вороновъ вылетѣла изъ-подъ каменной глыбы и съ крикомъ полетѣла за озеро, на финскiй берегъ, въ глубокiй заливъ… Съ того времени тотъ заливъ зовется „Сартанлаксъ“, что значитъ „Чертова Лахта“, „Заливъ чертей“.
Это поэтичное, пережившее нѣсколько вѣковъ сказанье является яркимъ памятникомъ, живымъ отголоскомъ старины. И до сихъ поръ коневецкiе монахи съ чувствомъ религiознаго трепета разсказываютъ о чудѣ, о дiавольской лести и о древнемъ преданьѣ.
На скалахъ Валаама (Стр. 11)



Статья: На скалахъ Валаама (Стр. 11)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 4]
Мнение[Ваше мнение]




© BS, 2011