Посещение Спасо-Каменного монастыря. Стоит ли ехать?

Кольский полуостров

Новости партнеров

Эпидемическая ситуация в Израиле ухудшается
В середине июля этого года для путешественников, прибывающих в Израиль, введен 24-часовой карантин, это касается и вакцинированных, и выздоравливающих. В начале августа обновился список стран, из которых путешественников (даже вакцинированных) отправляют на принудительный карантин. Длится кара ... >>>
На скалахъ Валаама (Стр. 43)

ГЛАВА ХI.
На стѣнѣ монастырской гостинницы, у самаго входа, виситъ за стекломъ уставъ монастырскiй, обязательный для богомольцевъ и иноковъ. По статьямъ этого устава, безъ благословенiя о. игумена, напр., ни богомолецъ къ иноку, ни инокъ къ богомольцу, ни даже богомольцы другъ къ другу войти не могутъ.
Если вы внимательно осмотритесь, входя въ гостинницу, вы замѣтите монаха, суровое лицо и бѣгающiе глаза котораго ясно скажутъ вамъ его назначенiе. Это дозорщикъ. Онъ иногда стоитъ у крыльца, иногда расхаживаетъ по корридору, къ чему-то прислушиваясь, что-то высматривая. У него въ комнатѣ есть книжка, гдѣ онъ дѣлаетъ свои замѣтки, въ родѣ слѣдующихъ: „братъ Тихонъ заходилъ въ келью № 28 и пробылъ тамъ 10 минутъ. Въ кельѣ этой остановились такiе-то“ и т. д. Но его роль – не только выслѣживать, но и пресѣкать нарушенiя. Это своего рода прокуроръ обители Валаамской. Такихъ тамъ довольно.
Какой-нибудь монашекъ узнаетъ, напримѣръ, что съ только что прибывшимъ пароходомъ прiѣхали его родственники. Сунется монашекъ къ о. игумену за благословенiемъ, а тотъ по дѣламъ ушелъ. Онъ къ о. казанчею – и отецъ казначей по дѣламъ ушелъ. А хочется съ родными повидаться. Вотъ и бѣжитъ монашекъ въ гостиницу и юркъ въ келью. А тутъ по пятамъ „прокуроръ“. – „Зачѣмъ?“ – “Повидаться“. – „Съ благословенiя али безъ благословенiя?“ – И назадъ поворотитъ да еще о. игумену донесетъ. До сихъ поръ еще въ силѣ порядки, введенные Дамаскинымъ, до сихъ поръ невидимый глазъ слѣдитъ за всѣмъ и до сихъ поръ уставъ старца Назарiя соблюдается во всѣхъ пунктахъ.
Грѣхъ силенъ. Мiръ съ своими прелестями съ каждымъ новымъ пароходомъ старается ворваться въ тихiй, далекiй отъ грѣха Валаамъ, смутитъ и безъ того мятущуюся иноческую душу. Врагъ спасенiя – дiаволъ, побѣдоносно блуждающiй въ мiрѣ, проникаетъ на Валаамъ въ сумкахъ и узелкахъ богомольцевъ то въ видѣ яствъ, то приметъ видъ бутылочки, въ которой плещется похожая на воду и потому обманчивая жидкость, а то залѣзетъ въ маленьку-маленькую коробочку и тянетъ въ лѣсъ привыкшаго къ куреву богомольца, заражая чистый валаамскiй воздухъ. Поэтому, противъ козней скрытаго подъ разными видами дьяволенка ведется до сихъ поръ ожесточенная война, хотя дьяволенокъ тоже силенъ и такъ или иначе проникаетъ, какъ вода, напримѣръ, каплями просачивается сквозь мельничеую запруду. Такъ каък дьяволенокъ прiѣзжаетъ на пароходѣ, то обитель Валаамская центръ своихъ боевыхъ силъ и обращаетъ на пароходъ.
Только что раздается свистокъ въ проливѣ, съ горы спускаются дозорные монахи, на которыхъ лежитъ обязанность зорко наблюдать, чтобы пароходъ не высадилъ пьянаго богомольца, таящаго въ себѣ сѣмена зла, чтобы раньше прiѣхавшiе богомольцы не проникли на пароходъ и не купили бы чего запретнаго. Кромѣ того дозорные строго наблюдаютъ, что-бы въ толпу богомольцевъ на пристани не замѣшалась черная ряска „брата“ или „отца“, и все подозрительное заносятъ для памяти на бумажку, чтобы вечеркомъ представить ее о. игумену. Монаховъ и послушниковъ не пускаютъ на пристань, исключая пѣвчихъ, и блѣднолицые иноки съ высокой скалы отъ рѣшетки уныло смотрятъ, какъ внизу кишитъ жизнь изъ того мiра, поспѣшно стряхивающая съ себя свою одежду и воспринимающая физiономiю монастырскую.
Богомольцы идутъ въ гостиницу и здѣсь премудрый о. Антипъ дѣлаетъ опросъ: – кто, откуда, нѣтъ ли какихъ порученiй? Посылки, письма, „гостинцы“ заносятся въ кигу, препровождаются къ о. игумену и, когда тотъ разрѣшитъ, вывѣшивается объявленiе, на имя кого изъ братiи присланы посылки и письма. Теперь это дѣлается довольно просто, канцелярскимъ способомъ: контроль сдѣлалъ свое дѣло, – и вся процедура кончена. Не то было при иг. Дамаскинѣ, лѣтъ 20 назадъ.
– Тогда съ посылкой наплачешься! – разсказывали мнѣ монахи. – Разморитъ тебя о. игуменъ словомъ своимъ, что каленымъ желѣзомъ прижгетъ – во что!
Статья: На скалахъ Валаама (Стр. 43)
Автор: Публикатор

