Посещение Спасо-Каменного монастыря. Стоит ли ехать?

Кольский полуостров

Новости партнеров

Эстония
Эстония (Эстонская Республика), расположена в Северной Европе на восточном побережье Балтийского моря. Население 1 330 068 чел.Форма правления - парламентская республика.Столица Эстонии - Таллин. Проживает 444 560 чел (на 01.07.2021), с пригородами 550 000 чел.Официальный язык - эстонский.Ос ... >>>
На Соловецкихъ островахъ (Стр. 3)

«СОЛОВЕЦКОЕ СИДѢНІЕ»
Къ серединѣ XVII столѣтія монастырское хозяйство достигаетъ расцвѣта, растетъ его политическое и нравственное вліяніе не только на Сѣверѣ, но и во всемъ государствѣ. Въ благодарность за новыя земельныя пожалованія и льготы монастырь ссужаетъ государство значительными денежными средствами. И тѣмъ неожиданнѣй и сильнѣй поразила русское общество разгорѣвшаяся на Соловкахъ церковная «смута», вылившаяся въ знаменитое «Соловецкое сидѣніе» — восьмилѣтнюю оборону (1668— 1676 ггъ.) монастыря отъ царскихъ войскъ. Случилось такъ, что мощная церковная организація, созданная при участіи государства и являвшаяся его надежной опорой, обратилась противъ своего господина, вступила въ острую идеологическую и военную борьбу за «старую вѣру». Причинъ для столь яростнаго взрыва недовольства было нѣсколько. Способствовали ему и самъ высокій авторитетъ монастыря на Сѣверѣ, и активная роль монашества въ его жизнеустройстве, рѣшительный и смѣлый характеръ монаховъ — мореходовъ, промысловиковъ, воиновъ. Хорошо извѣстенъ былъ въ монастырѣ самъ иниціаторъ реформы — патріархъ Никонъ, жившій въ свое время на сосѣднемъ Анзерскомъ островѣ. Поставленный въ 1649 году на Новгородскую митрополію, а затѣмъ избранный патріархомъ, онъ не оставлялъ обитель своимъ вниманіемъ. Но мелкіе подарки не могли сгладить недовольства братіи, вызваннаго перевозомъ въ Москву мощей высокочтимаго свъ. Филиппа, отписаниемъ въ застраиваемый Никономъ кийостровский Крестный монастырь части богатыхъ владѣній. Ревниво относились соловчане къ получившему самостоятельность Анзерскому скиту. Но самый рѣшительный протестъ вызвали проводившиеся патріархомъ религіозныя реформы. Монахи, искушенные книжники, обладатели богатѣйшей библіотеки, и «мірскіе» поселенцы болѣзненно восприняли незначительныя измѣненія въ богослужебныхъ книгахъ, признавъ ихъ злостнымъ отступленіемъ отъ истинной вѣры и благочестія. И когда въ первыхъ, доставленныхъ въ 1657 году въ монастырь, исправленныхъ книгахъ были обнаружены многія «богопротивныя ереси и новшества лукавыя», ихъ рѣшено было, не принимая къ службѣ, спрятать. Съ 1663 по 1668 годъ въ монастырѣ на имя царя было составлено и послано девять челобитныхъ, множество «сказокъ» и другихъ посланій, на конкретныхъ примѣрахъ доказывавшихъ справедливость старой вѣры. Отмѣчая непримиримость иноковъ, въ одной изъ нихъ говорилось: «Аще ли ты, великій государь, нашъ помазанникъ божій въ старой вѣрѣ быти не благоволишь и книги перемнить изволишь... вели, государь, на насъ свой мечъ прислать царьской и отъ сего мятежнаго житія переселити насъ на оное безмятежнье и вѣчное житіе». Время переговоровъ подошло къ концу, и въ 1668 году для усмиренія непокорныхъ на острова посылается первый отрядъ стрѣльцовъ. Для начала отъ монастыря отписываются всѣ вотчины и промыслы, на острова запрещается доставлять деньги и припасы, Въ отвѣтъ на это возставшіе также перешли къ рѣшительнымъ дѣйствіямъ и заняли оборону вокругъ монастыря.
Статья: На Соловецкихъ островахъ (Стр. 3)
Автор: Публикатор
