На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)


26/02/2014 Просмотров: 5165

На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)
      Строго говоря, Савватий не былъ основателемъ монастыря, но для будущаго соловецкаго монашества онъ несомнѣнно является авторитетнымъ старцемъ. Своими аскетическими подвигами онъ открылъ инокамъ путь на Соловки, вдохновилъ ихъ на будущее «благоустроеніе». Уже черезъ нѣсколько лѣтъ его мощи съ почестями были перенесены на Соловецкій островъ и захоронены въ Спасо-Преображенскомъ соборѣ.
Меньшая извѣстность ожидала Германа. Онъ не имѣлъ столь яркаго послужного списка, былъ неграмотнымъ и принималъ на себя основную тяжесть матеріальныхъ заботъ. Но именно благодаря ему спустя годъ послѣ смерти Савватия на Соловки прибылъ будущій дѣятельный организаторъ монашескаго житія — Зосима. Сынъ богатыхъ родителей изъ небольшаго села Толвуи (на берегу Онѣжскаго озера), Зосима, желая отречься отъ міра, раздаетъ имущество бѣднымъ и уходитъ въ Поморьѣ, на Суму-рѣку. Здѣсь онъ встрѣчается съ Германомъ, который подробно разсказываетъ ему о Савватии, объ удобномъ расположеніи острова и возможности устройства на немъ монастыря. Въ 1436 году, собравъ необходимый «запасъ», они отплываютъ на Соловки.
Составленныя послѣ смерти первыхъ поселенцевъ житія идеализируютъ ихъ дѣянія, но едва ли слѣдуетъ сомнѣваться, что эти люди отличались рѣдкимъ мужествомъ и практическимъ умомъ. Вокругъ нихъ быстро собрались преданные люди, образовалась крѣпкая религіозно-хозяйственная община, приступившая къ дѣятельному обустройству избранной ими земли: «Тружахуся постомъ и молитвами купно же и ручнымъ дѣломъ, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду отъ моря черпаху, и даяху торженникамъ на куплю, и взимаху отъ нихъ всяко орудія на потребу монастырскую, и во прочихъ дѣлахъ тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако отъ своихъ потовъ и трудовъ кормяхуся» — свидѣтельствуетъ древнее житіе.
Соловецкая обитель возникла на земляхъ, принадлежавшихъ Новгородской феодальной республикѣ. Изъ Новгорода присылаютъ на острова первыхъ трехъ игуменовъ и грамоту на право владѣнія островами; отъ него получаютъ они и первыя земельныя и морскія промысловыя угодья на материковомъ берегу, онъ же отнынѣ начинаетъ осуществлять административный и духовный контроль надъ небольшимъ сѣвернымъ монастырь-комъ. Послѣ паденія въ 1478 году Новгородской республики Соловки входятъ въ составъ владѣній Великаго князя Московскаго. Но это мало что измѣнило въ правахъ монастыря. Новыя власти были заинтересованы въ существованіи въ пограничныхъ сѣверныхъ районахъ миссіонера, крѣпкаго хозяина и защитника обширныхъ территорій и потому не разъ подтверждали право соловецкихъ старцевъ (монаховъ) на владѣніе островами. До середины XVI столѣтія Соловецкій монастырь мало чемъ отличался отъ другихъ скромныхъ сѣверныхъ обителей. Въ Описи 1549 года перечислены три скромно обставленныя деревянныя церкви, скотный дворъ, три соляныхъ варницы, столько же водяныхъ мельницъ, рыболовныя тони да двѣнадцать судовъ. Незначительныя пока земельныя и водныя угодья располагались на прилегавшихъ къ островамъ материковыхъ побережьяхъ. Скромность монастырскаго хозяйства этого времени была яркимъ контрастомъ къ его послѣдующему возвышенію.
На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)
На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)
На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)



Статья: На Соловецкихъ островахъ (Стр. 1)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]
Мнение[Ваше мнение]