Переславль-Залѣсскій (Стр. 19)


26/02/2014 Просмотров: 2482

Переславль-Залѣсскій (Стр. 19) Въ юго-восточномъ углу монастырской ограды вмѣсто традиціонной башни расположены ворота — парадныя, такъ называемыя «святыя», обращенныя на югъ, и «проѣздныя» въ восточной стѣнѣ. Между ними - палата съ тремя окнами, смотрящими за ограду. Надъ святыми воротами — Никольская церковь.
Ворота и палата — выдающиеся памятники древнерусскаго зодчества. Они были построены во второй половинѣ XVII вѣка. Зодчій, сооружавшій ихъ, стремился сдѣлать какъ можно болѣе наряднымъ и привлекательнымъ входъ въ монастырь, расположившій у дороги, ведущей въ Переславль изъ Москвы. Используй лишь кирпичъ, талантливый мастеръ создалъ на удивленіе нарядные фасады. Примѣняя одни и тѣ же фигурные кирпичи, но располагая ихъ въ различныхъ сочетаніяхъ, онъ добился удивительнаго разнообразія — кажется, что здѣсь неисчислимое количество различныхъ деталей. Особенно хороши Горицкие ворота и палата въ солнечный день, когда все убранство благодаря богатой игрѣ свѣта и тѣни производитъ еще болѣе пышное, почти смазочное впечатлѣніе. Въ проѣздныхъ воротахъ очень интересно сочетаніе насыщенной убранствомъ верхней части сооруженія, гдѣ красуются изящные лѣпные коньки (единственныя детали, выполненныя не изъ кирпича) съ массивными, какъ бы осѣвшими подъ тяжестью стѣны, круглыми столбами. Вычурной формы фронтонъ надъ воротами— поздняя надстройка.
Надвратная Никольская церковь рѣзко отличается отъ воротъ и палаты. Убранство ея значительно менѣе сложно, и оно плохо связано съ нижними строеніями. По-видимому, церковь была построена въ концѣ XVII —началѣ XVIII вѣковъ, объ этомъ говоритъ и ярусное завершеніе храма, и восьмигранное окно на южномъ фасадѣ. Въ прошломъ у западной стѣны церкви проходила галерея, по которой можно было попасть въ храмъ черезъ нынѣ заложенную западную дверь; по галерее можно было также пройти съ южной стѣны на восточную крѣпостную стѣну.
Крупнѣйшее зданіе монастыря—Успенскій соборъ, сооружался во второй половинѣ пятидесятыхъ годовъ XVIII вѣка, а затѣмъ на протяженіи ряда лѣтъ продолжалъ достраиваться и украшаться. Къ центральному прямоугольному въ планѣ объему собора съ сѣвера и юга примыкаютъ придѣлы — галереи, съ востока - полукруглая апсида съ низкой аркадой, по краямъ ея два восьмигранника, завершенные главами; самъ храмъ вѣнчается пятиглавиемъ. Такова довольно необычная для русской архитектуры композиція Успенскаго собора. По замыслу зодчихъ къ собору должно было примыкать высокое и тоже сложное по плану зданіе — Геѳсиманія, которое соединяло его съ Всехсвятской церковью и трапезной палатой. Строительство Геѳсиманіи не было завершено, и, простоявъ сто лѣтъ въ недостроенномъ состояніи, оно было разобрано въ концѣ прошлаго вѣка. Слѣды примыканія Геѳсиманіи отчетливо видны на западномъ фасадѣ собора.
Наружное убранство главнаго монастырскаго храма несложно, зато интерьеры поражаютъ богатствомъ и роскошью. Стѣны и своды собора украшены разнообразной лѣпниной: фигурными поясками и тягами, картушами, растительнымъ орнаментомъ; здѣсь же и скульптурныя изображенія — головы херувимчиковъ съ весьма земнымъ и даже чуть плутоватымъ выраженіемъ лица; на сводахъ центральнаго храма эмблемы императрицъ - Елизаветы и Екатерины II. Настѣнныя росписи дополняютъ убранство интерьеровъ собора. Въ центральномъ храмѣ и сѣверной галерее живопись XVIII вѣка. Стенописи апсиды и южной галереи относятся ко второй половинѣ прошлаго столѣтія, онѣ выполнены масляными красками, большой художественной цѣнности не имѣютъ. Извѣстно, что надъ убранствомъ интерьеровъ Успенскаго собора трудились въ XVIII столѣтіи мастера лѣпщики и живописцы, присланные изъ Ново-Іерусалимскаго монастыря, что подъ Москвой.
Одна изъ самыхъ большихъ достопримѣчательностей Горицъ — великолѣпный золоченый иконостасъ Успенскаго собора, онъ былъ сдѣланъ московскими рѣзчиками подъ руководствомъ мастера Якова Жукова въ концѣ пятидесятыхъ годовъ XVIII столѣтія. Московскіе мастера, въ совершенствѣ владѣвшіе искусствомъ рѣзьбы по дереву, создали сложное и изящное произведеніе. Многоярусный иконостасъ украшенъ замысловатымъ по формѣ орнаментомъ, скульптурами, колонками. Въ иконостасѣ, какъ и въ убранствѣ интерьеровъ храма, ощутимо вліяніе стиля барокко.



Статья: Переславль-Залѣсскій (Стр. 19)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 4]
Мнение[Ваше мнение]




© BS, 2011