Старица и окрестности (Стр. 7)


26/02/2014 Просмотров: 5823

Старица и окрестности (Стр. 7) Въ бывшей Введенской церкви теперь размѣщается архитектурно-художественный и археологическій музей. У музея интересное прошлое. Его создатель Е. А. Клодтъ, внукъ знаменитаго русскаго скульптора, собралъ въ первые послереволюціонные годы рѣдчайшую коллекцію оружія - отъ каменнаго вѣка до нашихъ дней, обширную коллекцію монетъ. Кромѣ того, здѣсь хранилось множество древнихъ рукописей, произведеній живописи. Музей былъ широко извѣстенъ и значился въ лейпцигскомъ справочникѣ «Музеи міра». Нѣкоторая часть этихъ сокровищъ перешла позднѣе областному и столичнымъ музеямъ, остальное погибло въ годы Великой Отечественной войны. Новая экспозиціи музея открыта въ 1975 году.
Въ ансамблѣ монастырскихъ сооруженій особеннымъ изяществомъ формъ, изысканнымъ рисункомъ общаго силуэта выдвинется церковь Іоанна Богослова, построенная въ 1694 году па мѣстѣ сгорѣвшей церкви Василія Анкирского. Декоративныя формы этой небольшой церкви удачно оттѣняютъ массивъ четверика Успенскаго собора. Очень красива украшающая зданіе рѣзьба по бѣлому камню. Ею покрыты стѣны, наличники, открытыя галереи.
Сохранилось въ монастырѣ нѣсколько интересныхъ надгробій. Одно изъ нихъ принадлежитъ первому русскому патріарху Іову, уроженцу города Старицы, видному политическому дѣятелю конца XVI вѣка. Начавъ свою духовную карьеру послушникомъ Успенскаго монастыря, Іовъ въ 1589 году былъ посвященъ въ санъ патріарха русской церкви. Когда войска Лжедмитрия I вошли въ Москву, патріархъ призвалъ вѣрующихъ не признавать самозванца, за что тотъ лишилъ Іова патріаршаго сана и выслалъ въ Старицу. Здѣсь, въ одной изъ келій Успенскаго монастыря, и окончилъ свои дни Іовъ. На мѣстѣ захороненія перваго патріарха была первоначально поставлена небольшая часовня, а въ концѣ XVII вѣка ея замѣнили колокольней. Въ подклетной части этого трехъяруснаго сооруженія шатроваго типа сохранилось надгробіе — плита съ красивымъ орнаментомъ. До 1930 года на этой колокольнѣ были оригинальныя часы неизвѣстнаго мастера. Каждыя четверть часа онѣ издавали мелодичный звонъ, разносившійся далеко надъ Волгой. Внутри колокольни до самаго перваго яруса есть спеціальный каменный колодецъ для гирь.
Несмотря на разное время созданія, сооруженія монастыря удивительно гармоничны. Ихъ отличаетъ главное свойство древнѣй русской архитектуры — величественная простота. Единственное строеніе, которое выглядитъ чужероднымъ,— это южныя арочныя ворота съ башней, построенныя уже въ XIX вѣкѣ.
Зодчіе, возводившіе сооруженія Успенскаго монастыря, рѣшили сложную архитектурную задачу: создали ансамбль, соразмѣрный съ постройками кремля, расположенными на высокомъ холмѣ напротивъ.
Самой грандіозной постройкой кремля былъ соборъ Бориса и Глѣба, считавшихся покровителями русскаго воинства. Сооружался онъ три года, съ 1558 по 1561-й, по указанію Ивана Грознаго. Судя по надписи, которая опоясывала центральный шатеръ по линіи карниза, соборъ былъ построенъ въ ознаменованіе побѣдъ надъ врагами государства. Надпись гласила, что храмъ «былъ зачатъ родителемъ на поминование и въ память прочимъ родамъ и сему граду па украшеніе и утвержденіе отъ противныхъ супостатовъ и всѣмъ, христіанамъ на спасеніе...».
Это былъ «оригинальный, изъ ряда вонъ выдающійся по своей конструкціи пятишатровый храмъ... Современникъ храма Насилія Блаженнаго, старицкий соборъ, богато украшенный бѣлокаменной рѣзью и цвѣтными изразцами съ крупнымъ декоративнымъ панно «Распятіе», съ изразчатой лѣпниной подъ карнизомъ храма,— несомнѣнно, былъ великолѣпенъ и величественъ» (Грабарь И. Исторія русскаго искусства. М., 1911, т. 2, с. 91.)
Однако судьба его оказалась несчастливой. Вначалѣ онъ былъ разоренъ и ограбленъ войсками польско-литовскихъ интервентовъ, затѣмъ опустошенъ грандіознымъ пожаромъ. И наконецъ, въ 1058 году патріархъ Никонъ, запретившій постройку шатровыхъ храмовъ, выражавшихъ, по его мнѣнію «обмірщеніе» русской художественной культуры, распорядился начать разборку знаменитаго собора. Обезглавленный, обезображенный храмъ простоялъ въ такомъ видѣ еще полтора столѣтія. Затѣмъ стѣны его стали рушиться, и храмъ былъ окончательно разобранъ. Однако передъ этимъ съ него были сняты чертежи, по которымъ сегодня мы можемъ судить объ этомъ произведеніи зодчества.



Статья: Старица и окрестности (Стр. 7)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 10]
Мнение[Ваше мнение]



  • [Вернуться]
  • 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9

    © BS, 2011