Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 21)


19/03/2014 Просмотров: 2921

Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 21)
      Свѣтъ, льющійся изъ арочныхъ оконъ и барабана главы, преломляясь о фризъ ротонды, падаетъ на невысокій рѣзной иконостасъ, гармонично вписанный въ необычный интерьеръ Сергиевской церкви. Скромные размѣры храма и свѣтское рѣшеніе интерьера объясняются тѣмъ, что строился онъ для помѣщичьей семьи. Приходскимъ же былъ храмъ въ сосѣднемъ селѣ Гвоздеве.


      Въ Татищевомъ погостѣ можно увидѣть дома рубежа XIX — XX вѣковъ съ наличниками неповторимой красоты и чердачками и свѣтелками, имѣющими небольшой балкончикъ, поддерживаемый витыми колонками.


      Въ концѣ села въ 1910-е годы были построены два дома — пятиоконный деревянный и трехоконный кирпичный, завершенный фигурнымъ фронтономъ. Они являлись своего рода образцами, по которымъ послѣдній помѣщикъ изъ рода Татищевыхъ предлагалъ крестьянамъ строить дома.


      По другую сторону Ярославскаго шоссе, за большимъ современнымъ поселкомъ Семибратово, начинается Новоникольское. Селомъ оно стало въ 1909 году, послѣ постройки въ центрѣ Новоникольского храма. Онъ имѣетъ сильно вытянутый съ запада на востокъ объемъ. Вѣнчаетъ зданіе тяжелая луковица на приземистомъ барабанѣ.


      Интерьеръ церкви въ видѣ протяженнаго единаго нефа перекрытъ цилиндрическимъ сводомъ и сплошь покрытъ живописью масляными красками. Композиціи, представленныя въ видѣ картинъ въ рамкахъ, плавно переходятъ со стѣнъ на потолокъ. Съ живописью почти сливается золоченый, дробный по композиціи иконостасъ. Полъ набранъ изъ плитки геометрическаго рисунка. Поэтому внутреннее пространство храма производитъ впечатлѣніе пестрой шкатулки и, къ сожалѣнію, не отличается высокимъ художественнымъ вкусомъ и чувствомъ мѣры въ этомъ буйствѣ декоративизма. Однако эклектическая и тяжеловѣсная церковь въ Новоникольскомъ несомнѣнно представляетъ интересъ какъ неотъемлемое историческое звено въ процессѣ развитія культоваго зодчества русской провинціи.


      На площади близъ огромнаго пруда стоятъ два «типовыхъ» кирпичныхъ дома, на фасадахъ которыхъ синей и бѣлой красками нарисованъ фризъ, состоящій изъ ромбовъ, квадратовъ, городковъ. Подобныя росписи крестьянскихъ домовъ встрѣчаются на рубежѣ XIX—XX вѣковъ также въ Горьковской и Костромской областяхъ и являются своего рода попыткой избѣ жать однообразія, сохранить любимую народомъ живописность.


      Село Николо-Перевозъ расположено между Ярославскимъ шоссе и началомъ древняго Суздальскаго тракта. Оно стоитъ на высокой кручѣ при «трехъ водахъ» — сліяніи рѣкъ Вексы и Устьѣ, образующихъ широкую, раньше судоходную Которосль. Отсюда она беретъ свое начало и впадаетъ въ Волгу у Ярославля. Мѣсто это было любимымъ — здѣсь устраивались народныя гуляния жителей окрестныхъ деревень и ростовчанъ.


      Единственная просторная улица со стройными рядами домовъ, отступившихъ за небольшіе палисадники, ведетъ къ стоящему на самой высокой точкѣ холма Никольскому храму, давшему названіе селу. Къ названію села — Николо — давнее занятіе жителей, перевозившихъ крестьянъ черезъ рѣку, добавило слово «Перевозъ».


      Построена церковь въ 1783 году княземъ А. М. Голицынымъ и считается важнымъ высотнымъ оріентиромъ при подъѣздѣ къ Ростову. За культовымъ зданіемъ, окруженнымъ старыми липами, начинается крутой обрывъ. Внизу — серебрится водная гладь слившихся рѣкъ. За мощнымъ воднымъ разливомъ видны заливные луга съ сочными травами и островками деревень, утопающихъ въ зелени деревьевъ.


      Протяженный базиликальный объемъ храма спустя сто лѣтъ сталъ прототипомъ для строителей Новоникольской церкви. Памятникъ села Николо-Перевозъ привлекаетъ классической завершенностью, благородствомъ пропорцій. На окнахъ Никольской церкви сохранились первоначальныя рѣшетки изящнаго рисунка въ видѣ перекрещенныхъ стрѣлъ.


      (На фото: Николо-Перевозъ. Никольская церковь. 1783)
Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 21)



Статья: Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 21)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 5]
Мнение[Ваше мнение]




© BS, 2011