Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 41)


08/04/2014 Просмотров: 1958

Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 41)
      Соборъ былъ расписанъ въ 1659 и 1669—1671 годахъ ярославскими и костромскими мастерами Севастьяномъ Дмитриевымъ, Іосифомъ Владимировымъ «съ товарищи», Дмитріемъ Григорьевымъ, Гуриемъ Никитинымъ и Силой Савинымъ, Василіемъ и Константиномъ Афанасьевыми, Иваномъ и Ѳедоромъ Карповыми и другими. Фрески частично переписывались въ 1779 году, а въ 1843 году ихъ полностью скрыла масляная живопись. Въ 1950-х годахъ древнія росписи были фрагментарно раскрыты. Огромный, позолоченный, весь въ сложномъ переплетеніи картушей, иконостасъ Успенскаго собора выполненъ между 1730—1740-ми годами.


      Успенскій соборъ служилъ усыпальницей ростовскихъ князей и митрополитовъ. Здѣсь находятся надгробія князя Василька и строителя Ростовскаго кремля митрополита Іоны Сысоевича.



      Во время пробной реставраціи собора въ 1884 году у южной стѣны передъ алтаремъ, ниже основнаго объема, обнаружили бѣлокаменный Леонтьевский придѣлъ. По мнѣнію Н. Н. Воронина, обслѣдовавшаго остатки древняго памятника въ 1954 году, его слѣдуетъ датировать 1160 годомъ.


      Къ востоку отъ Успенскаго собора вырастаетъ пластичный объемъ звонницы, построенной въ 1682—1687 годахъ и состоящей изъ поставленныхъ вплотную трехпролетного зданія и однопролетной башни для самаго большаго колокола — «Сысоя». Массиву стѣны собора, скупо расчлененному лопатками, горизонтальными тягами и прорѣзанному рѣдкими щелевидными окнами, противопоставлена верхняя сквозная аркада, увѣнчанная тремя небольшими главками. Лѣстница, ведущая на площадку звона ростовскихъ колоколовъ, славившихся на всю Россію, скрыта въ толще стѣны.


      При Іонѣ Сысоевиче было отлито тринадцать колоколовъ. «Сысой», отлитый въ 1681 году мастеромъ Ѳедоромъ Терентьевымъ, вѣсилъ двѣ тысячи пудовъ. Его звонъ былъ слышенъ на многіе километры. Славились также колокола «Полиелейный», «Лебедь», «Баранъ».


      Архитектурный ансамбль собственно митрополіи дѣлится на двѣ половины — парадную и палатно-бытовую. Послѣдняя, большая по площади, имѣетъ интимный характеръ и состоитъ изъ небольшихъ, сообщающихся между собой двориковъ, обстроенныхъ двухэтажными каменными палатами. Надъ ними словно паритъ золоченая глава церкви Спаса на Сѣняхъ, построенной въ 1675 году какъ домовой храмъ митрополита Іоны Сысоевича. Весь образъ церкви Спаса отражаетъ догматъ никоніанства о величіи церковной власти надъ свѣтской.


      Декоративный акцентъ памятника сосредоточенъ въ его верхней части. Фасады храма, раздѣленные лопатками, завершены трифолиями. Подобное трехлопастное завершеніе стѣнъ, знакомое намъ по памятникамъ архитектуры Новгорода конца XIV — начала XV вѣка, придаетъ зданію устремленность ввысь. Въ Ростовѣ трифолиями впервые была завершена церковь Вознесенія (Исидора Блаженнаго), а также построенныя по заказу Іоны Сысоевича храмы въ Белогостицкомъ и Авраамиевомъ монастыряхъ. Трибунъ барабана главы церкви Спаса на Сѣняхъ обходятъ фронтончики-щипцы — декоративный мотивъ, объединяющій всѣ памятники кремля. Высоко поднятая глава храма позолочена, въ отличіе отъ венчаний другихъ культовыхъ зданій ростовской митрополіи.


      Съ еще большей силой идеи никоніанства выражены въ образномъ рѣшеніи интерьера храма, небольшаго по объему, но на рѣдкость монументальнаго. Солея, занимающая вмѣстѣ съ алтаремъ основную часть пространства интерьера, поднята на восемь ступеней и отгорожена золоченой колоннадой, поддерживающей двойныя арки съ гирьками. Перемычки поперечныхъ арокъ образуютъ своего рода огромную сѣнь надъ солеей. Каменная алтарная преграда сплошь покрыта фресками. Растительный орнаментъ росписи ограды солеи имитируетъ привычную деревянную рѣзьбу иконостаса.


      (На фото: Ростовъ. Главы Успенскаго собора XVII в.)



Статья: Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 41)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 3]
Мнение[Ваше мнение]




© BS, 2011