Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 44)


11/04/2014 Просмотров: 1910

Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 44)
      Смерчъ, пронесшійся надъ Ростовомъ въ 1953 году, нанесъ Ростовскому кремлю огромныя разрушенія. Возстановленіе его памятниковъ на основѣ серьезныхъ, научно обоснованныхъ изслѣдованій велось въ 1954—1960 годахъ подъ руководствомъ архитектора-реставратора В. С. Баниге. Научныя изысканія Баниге явились крупнымъ вкладомъ въ реставраціонную науку. Имъ были возстановлены не только разрушенные смерчемъ памятники, но и первоначальное покрытіе лемехомъ и тесомъ кремлевскихъ построекъ. Въ результатѣ изслѣдованій В. С. Баниге и работавшаго подъ его руководствомъ коллектива реставраторовъ былъ возвращенъ первоначальный обликъ Красной палатѣ, которую А. А. Титовъ считалъ зданіемъ, «погибшимъ безвозвратно отъ руки невѣжества».


      Работа по возстановленію памятниковъ митрополіи помогла реставраторамъ отвѣтить на вопросъ, всегда волновавшій изслѣдователей Ростова, — кто былъ строителемъ, воплотившимъ въ жизнь замыслы Іоны Сысоевича. Они обратили вниманіе на запись въ синодике церкви Іоанна Богослова, гдѣ послѣ рода митрополита записанъ родъ ростовскаго каменщика Петра Ивановича Досаева. Баниге высказалъ предположеніе, ставшее потомъ признаннымъ, что Досаевъ и является зодчимъ, создавшимъ выдающееся произведеніе древнерусскаго искусства — Ростовскій кремль. И не случайно въ память о совѣтскомъ реставраторѣ-изслѣдователѣ Владимірѣ Сергѣевичѣ Баниге на восточной стѣнѣ кремля установлена меморіальная доска.



      Въ октябрѣ 1983 года Ростовскій архитектурно-художественный музей-заповѣдникъ отмѣтилъ столѣтіе своего существованія. Залы музея вмѣстили разнообразныя собранія живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Основная экспозиція размѣстилась въ Самуиловомъ корпусѣ.


      Большой интересъ представляетъ отдѣлъ древнерусскаго искусства. Въ немъ наряду съ небольшой, но разнообразной коллекціей мелкой пластики выставлены иконы XIV— XVIII вѣковъ. Особую цѣнность имѣютъ икона «Архангелъ Михаилъ» рубежа XIV — XV вѣковъ и икона рубежа XV — XVI вѣковъ «Богоматерь Владимірская» изъ бывшей вотчины Шереметевыхъ — села Уславцево. Любопытна рѣдкая по сюжету икона XVII вѣка «Первый Вселенскій соборъ» съ богатымъ архитектурнымъ фономъ въ верхней части. Въ экспозиціи находятся также нѣсколько деисусовъ изъ ростовскихъ городскихъ и сельскихъ церквей.


      Великолѣпны произведенія древнерусскаго шитья, среди которыхъ выдѣляются плащаница XVI вѣка — вкладъ Д. Годунову въ Авраамиевъ монастырь, покровъ XVI вѣка на гробницу Авраамія Ростовскаго, покровъ на гробницу Леонтія Ростовскаго 1514 года — вкладъ московскаго князя Василія II.


      Въ коллекціи скульптуръ и рѣзныхъ издѣлій обращаетъ на себя вниманіе нѣсколько наивная скульптура XV века «Георгій Побѣдоносецъ, поражающій змія» и двое великолѣпныхъ царскихъ вратъ. Однѣ царскія врата изъ церкви Вознесенія (Исидора Блаженнаго) въ Ростовѣ сдѣланы въ техникѣ непропильной рѣзьбы по повелѣнію Ивана Грознаго : въ 1572 году. Царскія врата изъ церкви Іоанна Богослова на Ишне работы мастера Исайи сплошь покрыты тонкимъ вызолоченнымъ «травнымъ» узоромъ на красномъ фонѣ. Живописныя изображенія въ клеймахъ являются работой мастера школы Діонисія.


      Въ отдѣлѣ живописи выдѣляются написанные мѣстными мастерами XVIII — XIX вѣковъ портреты Мордвинова, Урусовой, Алябьевой. Несмотря на наивность въ проработкѣ деталей, они надѣлены большой психологической глубиной образовъ, интересны по цвѣтовому рѣшенію. Имѣются въ музеѣ полотна В. Боровиковского, И. Айвазовского, В. Поленова. Различные уголки Ростова запечатлѣны въ картинахъ К. Юона, И. Грабаря, П. Петровичева.


      (На фото: Ростовскій кремль. Палата для пришествія государей. 1680-е ггъ.)



Статья: Вокругъ Ростова Великаго (Стр. 44)
Автор: Публикатор
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 0]
Мнение[Ваше мнение]




© BS, 2011