Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь

Опубликовано: 03/05/2014 Просмотров: 1565
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь близ г. Александров Владимирской области была заложена преподобным Лукианом на том месте, где когда-то икона Рождества Пресвятой Богородицы явилась чудесным образом.

В близлежащем селе Игнатьево в 1594 году был построен храм. Однако после освящения, икона трижды исчезала и обнаруживалась в лесу за несколько верст. Получив благословение Патриарха Иова, с помощью прихожан, священник перенес храм на то самое место явления иконы. Спустя несколько лет для села Игнатьево наступило нелегкое время. Село опустело, а вместе с ним опустел и храм. Почти 30 лет прихожане не переступали порог обители. В этот же период, в 1610 году родился Лукиан. Его родители были благочестивыми людьми. При рождении Лукиан был окрещен Илларионом. Отец его Димитрий был по обету пострижен в монахи. Именно он научил сына, которому на тот момент исполнилось всего 12 лет, священному писанию, богомыслию, посту, ночным бдениям и молитве. Смерть отца стала для Иллариона началом поиска опытного наставника. Обителей, где он побывал, было немало, но высота его жития, вводила в замешательство большинство окружающих. Храм иконы Рождества Пресвятой Богородицы привлек его внимание в 1640 году. Добравшись до места, он обнаружил храм почти разрушенным, однако чудотворная икона совсем не пострадала. Им было принято решение остаться и восстановить храм. Позже, по промыслу Божия, в храм пришел священник, именно он постриг Иллариона в монахи под именем Лукиан. Общими усилиями, с помощью еще нескольких человек они заложили храм заново.

Однако под влиянием врага рода человеческого, недобрые люди, местные жители устроили гонение на подвижников. Братия была разогнана, а Лукиана сослали в Москву, обвинив его при этом в «нечистой жизни». В Чудове монастыре он был определен на выполнение черной работы. Преподобный с необычайным повиновением нес все послушания, смиренно исполнял все приказания, чем приводил в удивление всех, в том числе и игумена. Спустя какое-то время к Патриарху прибыл инок из архангельских приделов. Он прибыл с просьбой благословить настоятеля в новый монастырь. И в 1646 году Лукиана рукоположили в иеромонаха, назначив его настоятелем обители архангельской.

Но не все легко сложилось в жизни Преподобного Лукиана и на этот раз. Его строгий порядок монастырской жизни вызывал недовольство братии. Тогда Лукиан, возблагодарив за все Бога и благословив братию, направился в пустынь, возлюбленную им. Однако его вновь подвергли гонениям. Но волей Божия он вернулся туда ровно через год, а при нем была грамота благословенная патриаршей. На этот раз с преподобным прибыло несколько человек. Организовав духовное воинство, они заставили ненавистников пустыни отступить. Еще во время жизни в Чудовом монастыре, Лукиан часто рассказывал о пустыни. Его любовью к ней прониклись еще несколько человек, именно они обратились к царю и Патриарху с просьбой выдать грамоту и благословить их на восстановление монастыря. Это было третье назначение обители и произошло оно в 1650 году. Настоятелем стал Лукиан.

Вскоре к преподобному Лукиану из Александровской слободы обратились купцы. Просили они его о создании там монастыря для инокинь. Также они хотели видеть Лукиана пастырем и попечителем в этом монастыре. Согласившись со многими просьбами, Лукиан в 1654 году основал новый монастырь, назначив во главе его игумену, а сам стал для сестер отцом и пастырем. Обитель в Александровской слободе стала общежительной. Преподобный Лукиан неустанно заботился о том, чтобы у сестер было все необходимое для жизни, а самое главное для спасения. Таким образом, он стал попечителем двух монастырей.

Буквально через год подвижник Лукиан подошел к смертному порогу, не достигнув преклонных лет. В 1655 году 8 сентября, когда в его обители был престольный праздник, он преставился. Духовную традицию Лукиана продолжил преподобный Корнилий. Он был «учинен строителем и духовником обеими обителями – своею и девическою в Александровой слободе» в 1658 году. В тот период времени оба монастыря славились по всей Руси. Было много разговоров об их высоком духовном строении и внешнем благолепии. На протяжении более 20 лет подвизался преподобный Корнилий в устроении обителей, неотступно следуя всем заветам их основателя, преподобного Лукиана. Смерть пришла к нему 24 августа 1681 года. Владимирская епархия в 1982 году причислила Преподобного Лукиана и преподобного Корнилия к лику местночтимых святых.

Пустынь Лукиана находилась под попечительством многих государей, таких как Федор Алексеевич, Петр Алексеевич, Иоанн. Многие царевны покровительствовали обители, жалуя ее землями. Именно это Лукиан предрекал в своем пророчестве: ««...и будут вас посещать великие люди, князи и боляры, и благоверные цари».

Строитель Авраамий завел в монастыре вкладную книгу, синодик, а также занялся написанием летописи, в которой подробно описывал становление обители, жизнь преподобного Лукиана и те чудеса, которые творила Икона Рождества Пресвятой Богородицы. В 1717 году его возвели в сан игумена. В 1718 году он скончался и был похоронен под алтарем храма.

Как рассказывается в монастырской описи, под Переславлем и на Московской дороге были расположены три деревянные часовни, принадлежавшие Лукианой пустыни. А у Сретенских ворот находилось подворье, также принадлежавшее пустыни.

В соответствии с планом в 1824 году территория пустыни включала в себя Собор Рождества Пресвятой Богородицы, храм в честь Богоявления господня, больничный храм имени Екатерины, часовню преподобного Лукиана, два братских корпуса, двухэтажный корпус для настоятелей и корпус для оказания медицинской помощи. Монастырь окружал каменный забор с семью башнями и святыми воротами. Несколько мельниц, конный, изразцовый и кирпичный заводы принадлежали пустыни. Многотысячная ярмарка ежегодно собиралась у стен монастыря 8 сентября в престольный праздник Рождества Богородицы.

В период с 1860 по 1874 настоятелем Лукианова монастыря был игумен Макарий. Он, следуя заветам преподобного Лукиана, заботился как о внешнем, так и о внутреннем благочестии жизни инок. Его строгость, как подвижника, была привита ему в то время, когда он сам был послушником Саровской пустыни, а после Нямецкой Лавры, после того как он скончался, его погребли с южной стороны алтарной части собора.

За пределами монастыря был основан приют для солдатских сирот, которые обучались грамоте и церковному песнопению в церковноприходской школе, также принадлежавшей пустыни. На период 1917 года во главе Игумена Игнатия братия насчитывала 37 человек. Илья Вятлин принял монашество в Лукьяновой пустыни в 1920 году. А 5 апреля 1938 года в Бутово на полигоне его подвергли казни через расстрел. Илья Вятли причислен к сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

В начале 20 века монастырь был закрыт одним из первых во Владимирской епархии. Иноки, предупрежденные об ожидающих их арестах, в срочном порядке покинули обитель, а все имущество было передано в распоряжение музея. Много иконы были осквернены и уничтожены, святыни поруганы, а строения отданы в распоряжение ближайшего племенного совхоза.

До сих пор неизвестны ни местоположение, ни судьба явленной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В 1924 году в храме Богоявления Господня основали приют для детей-сирот, а храм Екатерины стал местом, где расположился сельский клуб. Часовню преподобного Лукиана вовсе разрушили, однако волей Божия мощи его остались нетронутыми. Спустя некоторое время в стенах бывшего монастыря основали тюрьму для преступников малолетнего возраста. Места погребения великих людей, приложивших усилия в становлении пустыни, расположенные под алтарем, были разграблены и осквернены. Начало 1970 годов стало временем, когда на территории монастыря разместили дом престарелых, который предусматривал отделение для психически нездоровых и слепых людей. В 1980 годах монастырь использовался как хозяйственная база, принадлежавшая заводу по производству искусственной кожи.

1991 год стал годом возрождения Лукиановой пустыни. Во Владимирской епархии это был первый монастырь, который в очередной раз решили восстановить. На тот момент он находился в полнейшем упадке. Открытие назначили на 6-ю неделю после Великой Пасхи, привязав ее к обновлению крестного хода, который был установлен в 1771 году. Через год после начала восстановления пустыни были найдены мощи преподобного, которые почти 360 лет пролежали под спудом.

Некоторые из числа тех, кто вновь населил монастырь, похоронены на кладбище восстанавливаемого монастыря. Среди них медсестра Екатерина, которая приняла монашество под именем Варвара, погребена в святых землях Лукиановой обители. Именно ей во снах являлся монах, который каждую ночь зажигал лампады в храме. Недалеко от нее схоронен духовный писатель монах Меркурий, более известный как Попов, автор книг «Записки монаха-исповедника» и «В горах Кавказа».

В 1999 году с благословения Патриарха Алексея в обитель была доставлена икона «Игумения Святой Горы Афон». Эта икона была написана рукой схимонаха Паисия, греческого иконописца специально для монастыря.

Первым Наместником пустыни стал Архимандрит Досифей, который возглавлял его после открытия на протяжении 17 лет. Скончался он весной 2009 года и был погребен в Москве на Троекуровском кладбище.
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь
Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь

Статья: Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь
Опубликовал: admin

Мнение[Ваше мнение]