Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь (стр.1)

Опубликовано: 08/05/2014 Просмотров: 633
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь (стр.1) В своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн указывает на то, что трапезную настоятель имел общую с братией, советовался со старейшими иноками по важнейшим вопросам, и лишь потом выносил эти вопросы на обсуждение остальных насельников.

Самый пик возвышения Хутынского монастыря, как одной из общерусских святынь, приходится, по мнению историков, на вторую половину 15 века. К мощам Варлаама Хутынского уже в 1460 году совершались паломничества верующими людьми. Великий князь Василий II вместе со своими сыновьями, будучи в Новгороде, посетил монастырь. К тому же году относят и чудесное исцеление у мощей преподобного княжеского постельничего Георгия Тумгень.

Новгородцами с большим удовольствием до настоящих дней вспоминается посрамление, которому подвергся великий князь Иоанн III в 1471 году в монастыре. Тогда великий князь возжелал открыть мощи. Преподобный Варлаам именно с тех пор и встал в один ряд с преподобным Сергием Радонежским и стал считаться одним из самых известнейших и почитаемых на Руси святых.

После воссоединения Новгорода с Москвой Хутынский монастырь потерял некоторую часть принадлежавших ему ранее имений. Однако и после этого, монастырь оставался одним из самых богатейших в епархии, отдавая пальму первенства лишь Юрьеву монастырю.

Василий III с большим почтением относился к преподобному Варлааму (перед самой своей смертью Василий III принял схиму с именем Варлаам), поэтому времена правления великого князя можно назвать эпохой наивысшего монастырского расцвета. Монастырем в 1532 году была от Василия III получена «Несудимая грамота». По ней хутынского игумена в духовных делах судить мог лишь архиепископ Новгородский, а в делах недуховных – только сам князь. Обитель тогда же освободили и от пошлины на соляные варницы. Цари, великие князья, самые знатные бояре вкладывали большие средства в Хутынский монастырь. В 15-16 столетиях началось большое каменное строительство в обители. Древнейший Спасо-Преображенский собор, сооруженный еще при преподобном Варлааме, решено было разобрать по причине его ветхости. Хотя, если разобраться, то основная причина этого вовсе не ветхость (как известно, новгородские каменные церкви строились на тысячелетия), а несоответствие монастыря важнейшему статусу приобретенному им в то время. По сохранившимся описаниям старый собор был очень скромен. Выстроенный на прежнем месте новый собор до настоящего времени поражает своим великолепным величием.

Хутынский монастырь в 1540 году пострадал от пожара. Согласно летописи, начался пожар в Спасо-Преображенского соборе. Тогда погорело много чудеснейших икон. Однако пожар не стал для монастыря огромнейшей бедой, ведь на всякую его материальную нужду знать откликалась живейшим образом. С помощью пожертвований Спасо-Преображенский собор после пожара стал еще живописнее и выше.

Самую настоящую беду пережила Варлаамиева обитель спустя несколько десятков лет. Случилось это во время шведского нашествия на Русь. Шведское войско под командованием Якоба Делагарди выбрало монастырь как штаб-квартиру. Шведы совсем не осторожничали, вели себя бесцеремонно, попросту грабили обитель. Несколько килограмм серебра было снято с одной только раки Варлаама Хутынского. Однако и шведский беспредел не разорил монастырь. По словам архимандрита Макария, все бедствия постигшие монастырь ничто, в сравнении с теми богатствами, которые он обрел.


Статья: Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь (стр.1)
Опубликовал: admin

Мнение[Ваше мнение]