Игуменъ Даніилъ

Опубликовано: 26/02/2014 Просмотров: 826
Игуменъ Даніилъ
      Первымъ среди русскихъ паломниковъ, отправившагося въ паломничество по велѣнію души, называютъ игумена Даніила, который позднѣе, въ 1113 году, былъ рукоположенъ епископомъ города Юрьева. Онъ попалъ въ Іерусалимъ въ очень интересный историческій періодъ, когда городомъ владѣли крестоносцы, предводителемъ которыхъ былъ король Балдуинъ I Іерусалимскій. Даніилъ писалъ о большомъ количествѣ греческихъ и латинскихъ монастырей, обителей и храмовъ на святой землѣ. Болѣе позднія по времени паломники отмѣчаютъ рѣзкое сокращеніе количества обителей. Скорѣе всего, это произошло по причинѣ захвата Іерусалима и изгнанія изъ него крестоносцевъ. Арабы, понесшіе значительный уронъ отъ войнъ съ крестоносцами, обозлились и разрушили большинство католическихъ и православныхъ храмовъ Святой Земли. Даніилъ жилъ въ Лаврѣ святого Саввы полтора года недалеко отъ Іерусалима, посѣщая Святыя мѣста. Даніилъ разсказывалъ въ своихъ лѣтописяхъ, что православной общинѣ не нашлось мѣста въ самомъ Іерусалимѣ, и она располагалась въ пустынной горной мѣстности. Въ то время берега іорданскіе находились во владѣніи крестоносцевъ и Даніилъ, не опасаясь нападенія сарациновъ, посѣтилъ пещеру, гдѣ отдыхали волхвы, и поклонился мощамъ Святого Саввы. Посѣтилъ Даніилъ и нѣсколько монастырей, находящихся въ Іорданской долинѣ. Даніилъ описывалъ мѣсто, гдѣ Іоаннъ крестилъ Іисуса, отмѣчая, что тамъ находится бродъ черезъ рѣку Іорданъ недалеко отъ горы, на которой умеръ Моисей. Въ настоящее время это мѣсто неизвѣстно. Былъ Даніилъ и въ монастырѣ Архангела Михаила близъ Іерихона, и въ пещерѣ, гдѣ 40 дней постился Іисусъ Христосъ. Онъ видѣлъ дубъ Мамврийский и ходилъ къ горѣ Хевронской въ числѣ другихъ паломниковъ подъ защитой крестоносцевъ, защищавшихъ отъ нападенія сарацинъ, имѣющихъ укрѣпленный городъ на Хевронѣ. Дошелъ онъ и до Мертваго моря, гдѣ посѣтилъ Фаранскую Лавру.

      Посѣтилъ Даніилъ и Виѳлеемъ. Въ то время это уже были развалины, какъ и сейчасъ. Интересно, что церкви вблизи городовъ болѣе подверглись разрушенію, чѣмъ древніе скиты отшельниковъ, живущихъ среди враждебныхъ сарацинъ. Домъ тайной вечери на Сіонѣ былъ въ тѣ времена извѣстенъ какъ домъ Іоанна Богослова и пользовался популярностью среди паломниковъ. Описывалъ Даніилъ и мечеть Омара, которую крестоносцы во время своего владычества надъ городомъ превратили въ церковь, и камень, лежащій посреди церкви, и могилу пророка Захаріи, находящуюся въ пещерѣ подъ церковью.

      Даніилъ получилъ разрѣшеніе отправиться съ войскомъ короля Балдуина I въ Дамаскъ. Съ ними онъ дошелъ до истока Іордана, вытекающаго изъ Галилейскаго озера. Далѣе войско пошло въ Сирію, а Даніилъ посѣтилъ Тивериаду. Несмотря на опасность нападенія сарацинъ, Даніилъ рѣшилъ добраться до Фаворской горы и Назарета. Фаворский монастырь былъ до завоеванія крестоносцевъ православнымъ, но крестоносцы превратили его въ католическую обитель. Даніилъ въ своихъ писаніяхъ разсказалъ преданіе о чудесахъ въ пещерѣ Мельхиседека, находящейся въ Фаворской горѣ. Жилъ святой человѣкъ Мельхиседекъ. Пришелъ къ нему Авраамъ и выгналъ его изъ пещеры. Ушелъ тогда Мельхиседекъ, забравъ хлѣбъ и вино, и принесъ жертву Богу хлѣбомъ и виномъ, и жертва была принята. И сказалъ тогда Авраамъ, что каждую литургію нужно начинать хлѣбомъ и виномъ, напоминая о первой жертвѣ, угодной богу. И самъ поклонился ему. И донынѣ, говорятъ святые отцы, проводя литургію въ пещерѣ Мельхиседека, является самъ хозяинъ на ту литургію совершать жертвоприношеніе хлѣбомъ и виномъ.

      Закончилось паломничество Даніила лицезрѣніемъ таинства схожденія Святого огня въ день Великой субботы. Восторгу русскаго паломника не было предѣла. Онъ подробно и восторженно описываетъ схожденіе благодатнаго огня, молясь за князя и всю землю русскую. Лѣтопись игумена Даніила была переписана въ XVI вѣкѣ, но фразы и выраженія, присущія XII вѣку, были сохранены и доказываютъ подлинность рукописи.

Статья: Игуменъ Даніилъ
Опубликовал: Публикатор

Мнение[Ваше мнение]