Старецъ Арсеній

Опубликовано: 26/02/2014 Просмотров: 864
Старецъ Арсеній
      Въ 1649 году царь Алексѣй Михайловичъ и патріархъ Іосифъ послали двухъ старцевъ, Арсенія и Іону, въ Константинополь и Іерусалимъ для составленія полнаго списка греческихъ церковныхъ чиновъ и свѣрки церковныхъ книгъ съ греческими книгами для уточненія и исправленія имѣющихся неточностей и погрѣшностей. Также они должны были составить полныя описанія Святыхъ мѣстъ. Старцы вышли въ путь, сопровождая патріарха Іерусалимскаго Паисия, который два раза отправлялъ ихъ съ письмами къ царю Алексѣю Михайловичу. Послѣ того, какъ Паисий рѣшилъ задержаться и погостить въ Валахии, Арсеній рѣшилъ продѣлать дальнѣйшій путь вдвоемъ съ Ионой уже въ 1651 году. По Дунаю на кораблѣ спустились они въ Черное море и достигли Царьграда. Въ это время царьградское духовенство находилось въ горе и смятеніи, потому что по приказу турецкаго султана былъ убитъ патріархъ Константинопольскій Парфений, а на его мѣсто назначенъ Иоанникий. Поэтому Арсеній съ Ионой не стали задерживаться въ Царьградѣ и поѣхали въ Египетъ, подробно описывая свои дорожныя приключенія и свѣдѣнія о Святыхъ мѣстахъ. Чудомъ избѣжали сраженія между франками и турками возлѣ острова Родосъ. Прибывъ въ Александрію, Арсеній нѣсколько разъ встрѣчался съ патріархомъ Иоанникиемъ, бесѣдуя съ нимъ о церковномъ устройствѣ и правилахъ. Только къ октябрю Арсеній добрался до Іерусалима и жилъ тамъ почти полгода, до Пасхи. Онъ слѣдилъ за всѣми церковными обрядами и записывалъ ихъ въ книгу. Изучалъ и изслѣдовалъ Святыя мѣста и описывалъ ихъ подробно. Его записи вызвали подозрѣніе у монаховъ, что онъ пишетъ доносъ византійскому царю. Записи хотѣли отнять и сжечь и Арсеній, спасая свои записи, отправилъ ихъ съ попутнымъ кораблемъ въ Москву. Но корабль затонулъ и записи пропали. Всѣ его замѣтки о Египтѣ и Александріи были утеряны. Старцы Арсеній и Іона вели себя очень строго, всегда ходили въ клобукахъ. Патріархъ Паисий заставилъ монаховъ тоже постоянно ходить въ клобукахъ, что въ жаркомъ климатѣ Палестины было достаточно проблематично. Этимъ гнѣвъ монаховъ на русскихъ старцевъ выросъ многократно. Только защита Паисия не давала монахамъ возможность выгнать старцевъ изъ обители.

      Всѣ палестинскія святилища и обликъ Святой земли были подробно описаны въ запискахъ старца Арсенія. Онъ очень интересно разсказываетъ о строительствѣ храма Святого Воскресенія, которое производилось по желанію царицы Елены, матери римскаго императора Константина Великаго. Храмъ былъ высѣченъ внутри Голгоѳы такимъ образомъ, чтобы крестъ животворящій и гробовой покой Іисуса Христа оказались внутри храма безъ переноса и движенія. Потомъ Арсеній съ другими паломниками пошли на Іорданъ, поклониться разореннымъ и брошеннымъ монастырямъ и храмамъ, затѣмъ пошли на гору Сарандарь, гдѣ Іисусъ постился 40 дней. Потомъ старцы посѣтили Виѳлеемскій соборъ, гдѣ были впечатлены изображеніями знаменитыхъ храмовъ, сдѣланными изъ мозаики. На Сіонѣ Арсеній не смогъ попасть въ мѣсто, гдѣ совершалась Тайная вечеря, потому что на мѣстѣ церкви была мечеть, а въ пещеру подъ ней арабы закрыли входъ.

      Каждый храмъ или монастырь Арсеній описывалъ очень подробно, разсказывая о всѣхъ красотахъ церковныхъ и отличительныхъ особенностяхъ. Про церковь при монастырѣ святаго Саввы онъ пишетъ, что церковь большая и свѣтлая, описываетъ картины на стѣнахъ и потолкѣ. Поразило Арсенія большое количество книгъ въ церкви. Онъ описываетъ одну палату въ монастырѣ, бывшую келью Ивана Дамаскина. По стѣнамъ написано шесть картинъ – по одной въ каждой стѣнѣ о жизни Ивана Дамаскина. Какъ Царь Константинопольскій иконоборецъ написалъ письмо русскому царю, въ которомъ ложно обвинилъ Ивана Дамаскина, бывшаго въ то время помощникомъ царя, въ ереси и измѣнѣ. Царь разгнѣвался и повелѣлъ отрѣзать Ивану руку по локоть, какъ вору. На третьей картинѣ Богородица исцѣляетъ руку Ивану, какъ безвинно пострадавшему. На четвертой картинѣ царь раскаялся и проситъ Ивана остаться у него совѣтникомъ. Но Иванъ пошелъ въ Іерусалимъ, дошелъ до монастыря святаго Саввы и постригся въ монахи. На шестой картинѣ изображено, какъ старецъ Иванъ въ кельѣ пишетъ книгу.

      Арсеній разсказываетъ, что въ церкви святаго Николы въ стѣнахъ задѣланы мощи 360 мучениковъ, убитыхъ арабами. Въ церкви пахнетъ сладко, старецъ не смогъ понять, отъ чего идетъ такой сильный и пріятный запахъ. Позади церкви стоитъ на горѣ башня, въ которой и жилъ святой Савва, а въ церковь ходилъ молиться по подземному тайному ходу. Церковь святаго Саввы очень часто подвергалась захвату и разоренію со стороны арабовъ. Монахи въ монастырѣ не только молились, но и охраняли святыню отъ разграбленія и поруганія.

      Обратно Арсеній пошелъ на Русь черезъ Дамаскъ, Арменію и Грузію. Грузія была тогда подъ рукой персидскаго шаха, и епископъ Тифлисскій просилъ Арсенія, чтобы тотъ молилъ царя русскаго о присоединеніи Грузіи къ Руси Великой. Съ большимъ трудомъ Арсенію удалось преодолѣть Кавказъ и черезъ Астрахань и Казань прибылъ онъ въ Москву, передалъ царю и патріарху свои записи о церковномъ устроеніи православномъ и описаніи церквей и монастырей по всему пути своего паломничества. Записи старца Арсенія по важности и научной цѣнности являются самыми важными и интересными изъ всѣхъ писемъ, дошедшихъ до нашихъ дней.

Статья: Старецъ Арсеній
Опубликовал: Публикатор

Мнение[Ваше мнение]